Митрополит орловский и болховский антоний. Рождественское послание митрополита орловского и болховского антония. Я вижу оживление


По приглашению митрополита Орловского и Болховского Антония мне посчастливилось побывать в Орле на торжествах, посвященных его 75-летию.

16 ноября Высокопреосвященнейший Антоний, митрополит Орловский и Болховский, возглавил Божественную литургию в Ахтырском кафедральном соборе в сослужении Преосвященнейшего епископа Норильского и Туруханского Агафангела и Преосвященнейшего епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария, а также секретаря Орловско-Болховской епархии протоиерея Владимира Сергеева, благочинного Орловского округа протоиерея Александра Прищепы и священнослужителей митрополии.

Не только клирики, но и немало мирян приняли участие в торжествах по случаю 75-летия со дня рождения главы Орловской митрополии. На богослужении присутствовали заместитель губернатора и председателя Правительства области Вадим Соколов и представители общественности.

По завершении литургии духовенством соборно был совершен благодарственный молебен о здравии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Мы познакомились с владыкой Антонием почти двадцать лет тому назад при следующих обстоятельствах. В те первые годы издания «Руси Державной» наша редакция находилась при московском храме Тихвинской иконы Божией Матери. И вот однажды настоятель храма протоиерей Владимир Еремин вошел к нам, как мне показалось, с растерянным видом. «В храме стоит какой-то владыка и вас спрашивает», - сказал он. Так мы и познакомились с архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием…

Впоследствии мне удалось дважды побывать в Красноярске - на десятилетнем юбилее епархии и в паломнической поездке в 2000 году по Енисею. Это путешествие навсегда останется в моей памяти. Владыка Антоний собрал тогда на теплоходе интересных людей со всей страны и даже из дальнего зарубежья. С некоторыми я до сих пор поддерживаю дружеские отношения.

Это была необычная поездка, прежде всего, потому, что на каждой остановке владыка Антоний вместе с местными священниками служил литургии, молебны, освящал колокола и вновь построенные храмы. Величавый, полноводный Енисей своим постоянным присутствием как бы подтверждал сугубую важность происходящих событий. А во время движения теплохода было много встреч, бесед, концертов. И говорили, прежде всего, о пробуждении православной веры в нашей стране. В «Руси Державной» остались мои заметки и фоторепортажи. Воспоминания о поездке сохранились навсегда в моем сердце…
Это была первая паломническая поездка по Енисею. Через пять лет за ней последовала вторая, а затем и третья.

Вот уже три года несет свое архипастырское послушание владыка Антоний на Орловской земле. И продолжает строить и освящать новые храмы, монашеские обители, православные гимназии.

На этом трудном пути к евангельской истине владыка Антоний являет свою несокрушимую веру в торжество православия на Руси. В сентябре 2012 года, освящая крест в пос.
Гать Орловского района, оскверненный врагами нашей веры, владыка произнес памятные слова: «Верю, придет вразумление, и Россия вернется к основе основ своего государства - Православию и процветет своей непреодолимой силой Духа, который всегда сокрушал всех врагов, потому что девиз ее на века - один: «Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение!»

После юбилейных торжеств, несмотря на занятость владыки Антония, мне удалось побеседовать с ним.

- 75 лет - это большой жизненный путь, когда человек действительно осмысливает прожитое. Когда я читал Вашу биографию, перед моими глазами прошло множество событий, вехи Вашего служения. Познакомились мы с Вами около 20 лет назад, и я прошу Вас хотя бы кратко вспомнить, какие были наиболее запоминающиеся события в Вашей жизни, которые подвигли Вас на священнический, архиерейский путь?

Моя мама воспитывала меня в церковном, правильном отношении и понятии о смысле жизни. Я хорошо усвоил это еще с детства, потому что ходил с ней в храм. Это самое главное в моем дальнейшем понимании значения Церкви и для нашей семьи, и шире. Когда в школе меня в пионеры вовлекали, мудрая моя мама посоветовала: «Скажи им, что я согласен быть пионером, но ходить в храм я буду». И в пионеры меня не приняли. С комсомолом потом уже легче было, потому что я пел в архиерейском хоре. Я полюбил этот коллектив, полюбил церковное пение.

Было это в Вильнюсе. Мы с родителями туда переехали из Воронежской области, после того как папа вернулся с войны. Он перевез туда всю семью. Советская власть, настроенная категорически против религии, нас тоже не забывала. Были неприятности, вплоть до того, что родителей хотели освободить от меня, потому что, мол, они неправильно меня воспитывают. Но поскольку у меня была в школе хорошая успеваемость, то так и не нашли ничего такого, что могло бы сказаться на этом полном разлучении меня с семьей.

Я маму очень любил, и папу тоже - они были верующие, и, в общем-то, мы нормальной жизнью жили. Я рос совершенно нормальным человеком, советским гражданином того времени, и поэтому никаких проблем, кроме того, что в комсомол я не вступал, не было. Потом я поступил в музыкальное училище, а по вечерам учился в школе рабочей молодежи. Всё это сочеталось - недалеко от дома находился Свято-Духов монастырь, куда я ходил и где пел в хоре. В музыкальном училище были великолепные, прекрасные хоры.

Один бывший священник, который 10 лет отсидел за свои убеждения, в свое время пел в нашем хоре. После возвращения из мест заключения он уже после священником не стал. Однажды он мне говорит: «Знаешь, Ваня, ты уж брось это - это всё умирает». Вы знаете, я в ужас пришел от того, что он сказал: «Это всё умирает религиозное, ты себе другой какой-то путь ищи». Видимо, в то время даже подсознательно я понимал, что у меня стремление какое-то другое есть. И вот наступило время, когда я решал этот вопрос, и, наверное, недели две я не ходил на богослужения. И понял, что я очень много потерял, в том числе и людей прекрасных, замечательных - это были певцы из филармонии, были даже из оперного театра. Я понял, что становлюсь непонятно кем.
Знаете, ведь я благодаря именно маме стал епископом, и теперь митрополитом. Всё это для меня очень памятно. Это то, что осталось от моего детства, от прошлого, которым я просто восхищаюсь. И радуюсь тому, что мама заложила корни духовно-нравственного, правильного воспитания, каковы мне давала Церковь. При этом я с Церковью уже не мог расстаться, даже когда был в армии.

Я служил три года, и тут берлинскую стену определили соорудить, и нас задержали еще на полгода в армии. Тогда тоже были неприятности, потому что я не комсомолец. После демобилизации я долго раздумывал, поступать в музыкальное училище или не поступать, потому что я считал, что Церковь играет фундаментальную роль в моей жизни.

Мама вложила в меня всё это, и поэтому я очень благодарен маме за ее воспитание. Когда я ложился спать, она мне читала Иоанна Златоуста. Вы себе представляете, что это такое? Иоанн Златоуст - это орешек такой, не простой. И вот где-то в 9, 10, 11 лет я при засыпании слушал Иоанна Златоуста. Само повествование привлекало меня, мне нравилось это, и я с удовольствием засыпал - так хорошо под Иоанна Златоуста. Вот это я очень хорошо помню. И, между прочим, я и сейчас тоже читаю Иоанна Златоуста, считаю, что очень глубокие мысли там. А мама сама очень увлекалась им, поэтому, наверное, вместо обычных детских сказок мне читала его. Действительно, она была истинно христианской, настоящей нашей русской женщиной, которая понимала главное, что надо не просто ходить в храм - и достаточно. Нет, этого недостаточно. Надо понимать суть того, что происходит в храме. Это мама мне объясняла и дополняла Иоанном Златоустом. Таким величайшим мыслителем. Прекрасно! Мне он до сих пор нравится.

Как-то один молодой священник спросил меня, что я читаю. Я говорю: «Иоанна Златоуста». А он мне говорит: «Ну, не знаю, это сейчас как-то не котируется». Я его не понял. Я абсолютно этого не понял. Как это не котируется, да вы что?! Да, это древние времена, но там такая глубина! И надо читать, и вникать в то, что там написано, в те прекрасные выдержки из Священного Писания, из Пророков. Это убедительнейше! Когда я читал, я был в восторге. Преклоняюсь перед Иоанном Златоустом. Это великолепный, великий, замечательный оратор и мыслитель. Очень глубокий. Это сильнее любого философа. И он не только толкователь Священного Писания. Он раскрывал и ту эпоху, в которой жил.

Сегодня эпоха, конечно, совершенно новая. Но делаешь определенный вывод: эпохи-то новые - они меняются, а вот то, что Иоанн Златоуст дал в своих творениях, - оно не меняется никогда. И продолжение этого мы видим сегодня, через 70-80 лет атеизма и прочего, что нам насаждали. Мы это видим - какая же это красота, какое обилие жизненного процесса сегодня, совершенно улучшается жизнь человека-личности и жизнь общества в целом.

Если бы люди следовали Божиим заповедям, тогда бы совершенно изменился мир. Не в смысле, что мы возвратились бы к дедовским эпохам, к жизни дедов-прадедов, но в том смысле, что культурно-интеллектуальный уровень общества превосходил бы намного тот, который сегодня мы видим. Если бы люди прислушивались к этому, то, конечно, они получили бы великое удовлетворение. А то, что предлагают американские силовики и их подпевалы, - по существу, гибель мира. По событиям на Украине всё совершенно ясно для меня.

Сегодня в проповеди после литургии Вы вспомнили замечательную речь Святейшего Патриарха на Всемирном Русском Народном Соборе. Когда он говорил о том, что нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов разных эпох нашей истории. И мне кажется, что-то сдвинулось в нашей жизни, что очень многие люди задумались об этом, и, наверное, не случайно на Соборе выступали самые разные люди, с разными политическими платформами, но все были за единение. Единение - это, конечно, то, чего нам всем не хватает.

Необходимо единение в духовно-нравственном процессе всемирного масштаба, в котором сегодня первенствующее положение остается за Россией. Она лидирует в этом. И в этом наша надежда на умиротворение тех критических моментов в жизни, которые имеют место сейчас. Благодаря России, можно обрести тот здравый порядок вещей, о котором думает все человечество, все цивилизованные народы. Должен же наступить какой-то определенный хороший этап в нашей жизни, чтобы прекратилась братоубийственная война, чтобы не было таких конфликтов и не было террористических угроз.

Святейший Патриарх вывел своеобразную идеальную модель, в которую вошли такие понятия: вера, справедливость, достоинство, солидарность и державность. У нас в редакции почитается икона Божией Матери «Державная», несколько раз она мироточила. И сейчас на ней мироточит держава. Я думаю, что это тоже не случайно. Какие-то судьбоносные наступают времена, как Вы считаете?

Безусловно, это имеет большое значение - как благословение нам. Взять правильно курс, в том числе и Церкви, на то, чтобы возвращать духовно-нравственные основы нашего православия в нашу жизнь.

Церковь, если она святая, требует самоотдачи от человека, в том смысле, что ты смотри на заповеди и исполняй их. А если мы обходим эти заповеди, то можно и до абсурда дойти.

Вот браки однополые - это вообще страшные, ужасные вещи. Это неприемлемо совершенно для русского человека, и поэтому с этим мы не должны никогда соглашаться. Я сожалею, когда политические деятели говорят: ну, пусть каждый человек выбирает то, что хочет. Это абсолютно несуразная вещь. Так может говорить только атеист, который не понимает, что, помимо того, что установлено политическими деятелями здесь, есть еще высший закон.

И высший закон - это Божественный Закон. Поэтому все те заветы, которые даны нам изначально для соблюдения, - они для того, чтобы был мир, для того чтобы была любовь, для того чтобы царствовало то, что, закономерно определено Богом для жизни человека. Отрицание же всего этого и порождает те уродливые вещи, о которых мы сегодня слышим. Это просто не вмещается в нормальное сознание человека. Это неприемлемые вещи.

К юбилею владыки Антония в Орле выпустили документальный фильм о нем. И мне бы хотелось в заключение процитировать некоторые высказывания этого скромного, но очень искреннего, убежденного человека, для которого вера православная - это смысл жизни.
«Душа русского человека больше раскрыта, он в большей степени понимает жизненные перипетии, которые ему встречаются, и он, конечно, ближе к Богу, и он понимает, что есть истинная вера».

«Сердца многих людей повернулись к Богу, повернулись к вере, повернулись к культуре нашей. Я этими людьми восхищаюсь!»

«Больше всего я ценю в людях присутствие веры. Это очень важное качество, очень нужное».

«Россия удивительно проникновенно чувствует жизнь, и раскрывается она лучше в произведениях нашей классической литературы. Это нужно всем знать, помнить и дорожить русской литературой. Дорожить памятью наших предков, которые всегда были православными, и не просто поверхностно, а жили православием. Это прекрасно. Мы должны вернуть это в нашу жизнь».


Андрей ПЕЧЕРСКИЙ

Фото Орловской митрополии

Сегодня, 17 ноября 2015г., Высокопреосвященнейший Антоний Митрополит Орловский и Болховский, празднует свое 76-летие. В Ахтырском Кафедральном соборе г.Орла в этот день было возглашено многолетие в честь любимого архипастыря.

Биография

Высокопреосвященнейший Антоний, митрополит Орловский и Болховский (в миру Черемисов Иван Иванович) родился в ст. Терновке Воронежской области в семье рабочего. В 1957 г. поступил в Минскую духовную семинарию. В 1965–1968 гг. учился в Московской духовной семинарии, затем - в Московской духовной академии (МДА), которую окончил в 1972 г. со степенью кандидата богословия.

В 1972 г. поступил в аспирантуру при МДА, работал в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата, в 1972–1975 гг. стажировался в Экуменическом институте Боссе (Швейцария), который окончил со степенью бакалавра. В годы учебы нес послушание личного секретаря митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова).

7 апреля 1971 г. в Покровском храме МДА пострижен в монашество. 14 апреля 1972 г. рукоположен во иеродиакона, а 4 ноября - во иеромонаха. С 1975 г. благочинный Виленского Свято-Духова монастыря, с 1979 г. - настоятель Каунасского Благовещенского собора и благочинный храмов Каунасского округа. 8 апреля 1979 г. возведен в сан игумена.

В 1982–1985 гг. - заместитель настоятеля Патриаршего подворья в Токио.

22 апреля 1989 г. в Троицком соборе Данилова монастыря хиротонисан во епископа Виленского и Литовского.

25 января 1990 г. переведен на Тобольскую кафедру, 20 июля - на Красноярскую и Енисейскую. 19 февраля 1999 г. возведен в сан архиепископа. С 17 июля по 29 декабря 1999 г. временно управлял Абаканской и Кызылской епархией.

Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. (журнал № 44) в связи с образованием Енисейской епархии присвоен титул Красноярский и Ачинский.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 109) назначен на Орловскую кафедру.

Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (журнал № 67) в связи с образованием Орловской митрополии и Ливенской епархии присвоен титул Орловский и Болховский.

Образование

1965–1968 гг. - МДС. 1968-1972 гг. - МДА.

Церковные:

орден преподобного Серафима Саровского I степени

орден прп. Сергия Радонежского II степени;

орден св. блгв. кн. Даниила Московского II степени;

орден свт. Иннокентия, Митрополита Московского II степени

Крест и медаль св. ап. Иоанна Богослова Элладской Православной Церкви.

Государственные:

Орден Дружбы (1999);

Орден Почета (2005);

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2010);

Общественные:

знак Ордена св. блгв. кн. Александра Невского «За труды и Отечество» II ст.;

медали: «За Веру, Волю и Отечество», «За службу казачеству», «10 лет возрождения Енисейского казачьего войска 1991 −2001», «За заслуги перед Казачеством», «Атаман Платов», «За жертвенное служение», Украинский высший казачий орден «Возславлю и покрию людей моих», «Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945», «Георгий Жуков 1896-1996», «Н.Г. Кузнецов. Адмирал флота, 1939 - 1955. Потомству в пример», «Честь в службе Отечеству, верность. Школа математических и навигационных наук - СПб.-Военно-морской институт, 1701-2001 гг.», «300 лет Российскому флоту 1696-1996», «Честь, флот, Отечество», «Цесаревич Георгий. РДС. Москва 850 лет», УИС России «Министерство юстиции РФ», Золотой орден «Меценат столетия» (2006 г.), «Орден Миротворца» Международного Общественного Благотворительного Фонда «Созвездие» (2007 г.), Орден «За веру и верность» Национального комитета общественных наград (2014), медаль ВООПИиК «За заслуги в сохранении наследия Отечества» (2014), памятный знак Императорского православного палестинского общества «Медаль имени Василия Николаевича Хитрово» (2014), юбилейная медаль «600 лет крещения города Мценска» (2015), медаль «Защитнику Отечества» Всероссийской общественной организации Героев, Кавалеров Государственных наград и Лауреатов Государственных премий «Трудовая доблесть России» (2015).

Владыка Антоний - Почетный гражданин г. Красноярска (1999 г.), академик Петровской академии наук и искусств Санкт-Петербурга, действительный член Российского Географического общества, почетный член Экспертного совета Международного благотворительного фонда «Меценаты столетия», действительный член Императорского Православного Палестинского общества (ИППО), почетный член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

О том, какое место православие занимает в жизни орловцев, что необходимо нынешней молодёжи и где искать истину, «Аиф-Орёл» побеседовал с митрополитом Орловским и Болховским Антонием.

Первый в Орловской митрополии Сретенский бал православной молодежи прошёл в Ливнах. Фото: Орловская митрополия

Я вижу оживление

Решением Священного Синода 7 лет назад архиепископ Антоний был переведён на Орловскую кафедру. За это время в нашем крае им были сделаны воистину судьбоносные шаги. Орловская епархия преобразована в митрополию. Открыт монастырь святого Кукши, проведено торжественное празднование 900-летия его подвижнической кончины, которое архипастырь вынес практически на своих плечах. В епархии впервые в её истории учреждена епархиальная награда - епархиальная медаль святого Кукши трёх степеней. Подготовлены материалы для учреждения Собора орловских святых. Владыка - непременный участник организуемых в епархии церковных художественных и исторических выставок. Многие знают, что Владыка, которого отличает глубокая богословская учёность, любит церковную службу и сугубую молитву, постоянно организует крестные ходы по территории епархии. По личной инициативе Владыки в епархии организованы ежегодные Рождественские чтения и Пасхальный фестиваль. Растёт количество православных молодёжных движений, развивается церковная социальная работа. Так, в преддверии праздника стартовал Митрополичий конкурс детского рисунка «Пасха глазами ребёнка», который продлится с 19 марта по 8 апреля. Основными целями и задачами его проведения являются духовное просвещение, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, развитие творческих начал в душе ребёнка на основе православных традиций. Участниками конкурса могут стать воспитанники воскресных школ. Рисунки предоставляются до 6 апреля 2018 г. в отдел епархии, где проводится предварительный отбор лучших работ. В состав жюри войдут представители Орловской митрополии, профессиональные художники. Лучшие рисунки будут представлены на выставке в ходе Пасхального концерта, который состоится 9 апреля, также они будут выложены на сайт Орловско-Болховской епархии.

— Владыка, нынешний год для Орловской епархии юбилейный — исполняется 230 лет со дня её образования. Скажите, что принесло православие в жизнь Орловского края, как теперь живётся Православной церкви?

— Конечно, нам, христианам и священству православному, живётся гораздо лучше, чем в прошлые годы атеистических гонений. Поднимаются новые храмы, растёт количество прихожан. Где-то дела идут лучше, где-то хуже. Но везде я вижу оживление духовной, христианской жизни. Церкви даны большие возможности для проповеди, для миссионерской работы. Труды наших священников постепенно приносят свои плоды. Люди к вере потянулись, и это прекрасно, так как нельзя просто атеистическими правилами жизни пользоваться, они уже устаревают. Главное сейчас — понимать, что без Бога никуда.

Особенно меня радует, когда взрослые приводят детей в церковь. Их появление в храмах греет мне душу. Смотрю и думаю: эти кое-что поймут, эти будут другими.

И вообще, наша жизнь явно переменилась к лучшему. Я давно живу и никогда раньше не видел такого обилия разнообразных продуктов в магазинах. Появились даже заморские фрукты, о которых раньше и не слыхивали. Работают сельскохозяйственные предприятия, у людей есть заработок, они всё это могут купить. И всё-таки жалобы на плохую жизнь в народе не оскудевают. Думаю, что главная задача, которая сейчас стоит перед священниками, — это научить свою паству ценить великие Божии дары: хлеб и безопасность. Научить радоваться жизни вместо того, чтобы брюзжать и жаловаться.

Знаете, посещая самые разные сёла, я заметил одну особенность. Там, где больше народа в храме, там, где лучше Богу молятся, там и дела в хозяйстве идут лучше. Наверное, можно считать это вкладом православной церкви в жизнь Орловской области?

На Орловщине чётко ощущается оживление духовной, христианской жизни. Фото: Орловская митрополия

Одна защита — вера

— Вы сказали о детях то, что они, приобщившись к Церкви, будут другими. Стало быть, нынешняя молодёжь чем-то плоха?

— Не то чтобы она была плоха сама по себе. Молодёжь оказалась брошена на произвол судьбы и вынуждена выдерживать тяжелейшие искушения. Раньше государство худо-бедно заботилось о нравственном воспитании молодого поколения. Да, это воспитание было атеистическим, да, оно не имело основы в Боге, в Священном писании, но кое-какие основы правильной, честной жизни, взятые из народной нравственности, молодёжи преподавались. Хотя, конечно, всё равно атеистическое воспитание делало людей равнодушными к своей совести. Но народ не до конца забывал о десяти заповедях, о совести, о чести. Сейчас государство устранилось от воспитания молодого поколения, школа только предоставляет детям «образовательные услуги». А дьявол тут как тут: фильмы сладострастные, реклама бездумного и безудержного стремления к удовольствиям, вино, наркотики. Каково это выдержать юному неокрепшему сознанию? И не выдерживают. И блудные грехи совершают в самом юном возрасте, и пьют, и доходят до самых страшных преступлений против Божественного закона: совершают убийства и самоубийства.

Ото всего этого одна защита — вера. И одно место спасения — Церковь. И чем раньше человек придёт туда, тем надёжнее он будет защищён от врагов невидимых.

— Молодёжь всё-таки чувствует опасность. В храмах её становится всё больше. Как вы думаете, насколько увеличилось количество молодых прихожан?

— Конкретные цифры привести трудно, мы же не делим прихожан по возрастным группам. Но в общем, по-моему, сейчас в храмах четвёртая часть молящихся — молодёжь. Этого, конечно, мало, но всё-таки... К молодёжи стало больше внимания и больше уважения, которое даёт Церковь. Можно изучить много прекрасных педагогов, но такого эффекта, который даёт Церковь, не будет.

Меня возмущают те факты, когда священник хочет прийти в школу и побеседовать с детьми, а ему не разрешают. Они не понимаю того, что образование — это не только культура, но ещё и духовно-нравственное аспект в жизни человека. Есть основная религиозная идея, и её надо придерживаться. Пока человек юн, он впитывает.

Приучили выдумывать богов

— К сожалению, молодые ищут духовную опору не только в Церкви. Сейчас на Орловщине появилось движение неоязычников. Сами себя они называют «вятичи». Основной состав — люди до тридцати лет. Они ежегодно летом строят капище Перуна, вокруг которого отмечают свой языческий праздник. Что вы можете сказать об этом?

— Все эти движения берут своё начало в разделении церквей, которое случилось ещё в легендарные времена Рима. Римская церковь в стремлении к власти и почитанию исказила часть догматов христианской веры. Родился католицизм. От искажения божественной истины пошли нестроения в католической церкви. Из противления им родился протестантизм. Главный догмат баптистов, адвентистов и прочих протестантов заключается в том, что каждый верующий имеет право толковать Священное Писание по собственному разумению, как Бог ему на душу положит. В итоге толковали, толковали и дотолковались до некоторого количества протестантских церквей и большого числа сект. Да если бы только это! Беда заключалась в том, что людей приучили к большой свободе в богословии. Приучили их самим выдумывать себе богов.

Сначала секты хотя бы делали вид, что они строят своё учение на Священном Писании. Потом даже это было отброшено. Самозваные проповедники выдумывали веры, кто во что горазд. На таком основании и появилось это так называемое «язычество». Предугадать, как будет развиваться это движение, каким будет его судьба, сейчас невозможно. Одно ясно: молодые поклонники славянских богов теряют драгоценное время, которое они могли бы потратить на изучение истинной веры православной, на спасение души.

— Но если молодёжь губит в сектах и движениях свои души, значит, с ними нужно бороться. Может, добиваться законодательного запрещения?

— Справиться с верой путём преследований невозможно, да и не нужно. Только мирная проповедь, только убеждение. Но нужно различать веры. Одна учит добру, несмотря на искажения. Другая ведёт ко злу. Мусульманство мирная религия, с ней православные уживались веками. А ваххабиты, которые призывают убивать представителей других вер, отрезают людям головы, торгуют рабами, тоже называют себя мусульманами. Но с ними не может быть мира. Только борьба. Радикальные течения различных вер, человеконенавистнические секты — вот с чем нужно бороться не только словом, но и делом, причём бороться на государственном уровне.

Другое дело — мирные, а ещё лучше традиционные веры, с ними нужно уживаться. Взять, к примеру, тот же ислам. Православные веками жили рядом с представителями этой веры, и всё обходилось хорошо и мирно. Люди уважали верования друг друга.

Христос завещал нам любить друг друга. И от ошибочных вер уводить, а к истинной приводить, можно только любовью, милосердием, уважением. Мы, православные, пришли на свет, чтобы любить людей, любить окружающий мир. Это первая главная заповедь нашей веры.

Культура начинается с веры

— На духовный мир современного человека оказывает большое влияние культура. Как православная вера должна взаимодействовать с современными её течениями и проявлениями?

— Культура всегда начинается с культа, то есть с веры. Да она и родилась в храмах. Но рождённая церковью культура сейчас очень далеко отошла от неё. Для того чтобы добиться успеха, нам нужна поддержка государства. И кое-что сейчас в этой области стало изменяться. Власть начала понимать, что укрепить в народе нравственное начало можно только с помощью нравственной культуры. И даже стала что-то делать в этом направлении. Пока мало и очень робко, но процесс, кажется, пошёл. Без возрождения православного русского духа нашу страну не укрепишь.

И всё-таки на первом плане должно оставаться христианское просвещение. Мне хотелось бы, чтобы каждый взрослый россиянин прочитал Евангелие и Библию. Это великие книги. В них всё. Они написаны на сердцах человеческих. Читайте Евангелие, оно просветит и утешит вас.

Досье

Митрополит Орловский и Болховский Антоний (в миру Черемисов Иван Иванович).

Родился 6 ноября 1939 г. в ст. Терновке Воронежской области в семье рабочего. В 1957 году поступил в Минскую духовную семинарию. В 1965-1968 годах учился в Московской духовной семинарии, затем — в Московской духовной академии, которую окончил в 1972 г. со степенью кандидата богословия.

В 1972 году поступил в аспирантуру при МДА, работал в ОВЦС, в 1972-1975 гг. стажировался в Экуменическом институте Боссе (Швейцария), который окончил со степенью бакалавра. В годы учёбы нёс послушание личного секретаря митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова).

7 апреля 1971 года в Покровском храме МДА пострижен в монашество. 14 апреля 1971 года рукоположен во иеродиакона, а 4 ноября 1972 года — во иеромонаха. С 1975 года — благочинный Виленского Свято-Духова монастыря, с 1979 года — настоятель Каунасского Благовещенского собора и благочинный храмов Каунасского округа. 8 апреля 1979 года возведён в сан игумена.

В 1982-1985 годах — заместитель настоятеля Патриаршего подворья в Токио. С ноября 1986 года по апрель 1989 года — благочинный московского Данилова монастыря. 24 марта 1987 года возведён в сан архимандрита. 22 апреля 1989 года в Троицком соборе Данилова монастыря хиротонисан во епископа Виленского и Литовского.

25 января 1990 года переведён на Тобольскую кафедру, 20 июля — на Красноярскую и Енисейскую. 19 февраля 1999 года возведён в сан архиепископа. С 17 июля по 29 декабря 1999 года временно управлял Абаканской и Кызылской епархией.

Решением Священного Синода от 30 мая 2011 года в связи с образованием Енисейской епархии присвоен титул «Красноярский и Ачинский». Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 года назначен на Орловскую кафедру. Решением Священного Синода от 25 июля 2014 года (журнал № 67) назначен главой новообразованной Орловской митрополии с титулом «Орловский и Болховский».

28 августа 2014 года за Литургией в Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом возведён в сан митрополита.

Владыка Антоний — Почётный гражданин Красноярска (1999 год), академик Петровской академии наук и искусств Санкт-Петербурга, действительный член Российского Географического общества, почётный член Экспертного совета Международного благотворительного фонда «Меценаты столетия», действительный член Императорского Православного Палестинского общества (ИППО), почётный член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

Возлюбленные о Господе досточтимые сослужители мои у Престола Божия, всечестные иноки и инокини, досточтимые отцы и матери, уважаемые преподаватели и учащиеся наших духовных школ и гимназий, студенты иных учебных заведений, боголюбивое казачество, дорогие братия и сестры!

В день Рождества Христова сердечно поздравляю вас с великим сим праздником!

Вновь Господь посетил нас Своей несказанной милостью и сподобил вкусить неизреченную радость от прикосновения к непостижимой тайне Рождества Христова. Вновь наш слух наполняется торжественным звучанием церковных колоколов, и все верующие «едиными усты» воспевают священные песни Христу Богомладенцу. Вновь в огнях лампад и свечей мы узнаем отблеск Вифлеемской звезды, а сердца наши ликуют, исполнившись фимиамом «мира и благоволения» (Лк. 2, 14).

В эту дивную рождественскую ночь вся Вселенная встречает своего Спасителя. Земля подносит Ему пещеру и ясли, небо — звезду, ангелы — пение, пастухи — поклонение, восточные мудрецы — золото, ладан и смирну как Царю, Первосвященнику и Жертве Искупительной за грехи человеческие.

Что же каждый из нас в этот день принесет к яслям Христа Спасителя? Что приготовили мы подарить Божественному Младенцу? Пусть нашими дарами Богу будут крепкая вера наша, несомненная надежда на Его милосердие и горячая любовь к Нему и нашим ближним. Это те скромные дары, которые каждый человек способен принести родившемуся ныне Спасителю и именно они делают нашу жизнь полноценной и Богу — угодной.

Прославляя сегодня родившегося Господа, давайте вспомним о том, что первый человек был создан Творцом вечным и совершенным, по образу и подобию Божию (Быт. 1, 26). В мертвого Адама Господь своим дыханием вдохнул Себя «и стал человек душою живою» (Быт. 2:7) Но Адам, преступив заповедь, завистью человеконенавистника в образе змия исказил замысел Создателя о себе. Лишившись живого общения с Богом, человечество все больше и больше погружалось в бездну греха и дьявольской гордыни. И тогда Господь, любя Свое творение и желая ему спасения, посылает в мир Единородного Сына Своего Который, Своей Кровью на кресте восстановил целостность человеческой природы и стал Новым Адамом. Христос показал нам пример жизни, сообразной Божественному замыслу о спасении человека от греха. Этот пример есть надежный ориентир, который помогает нам не сбиться с пути и обрести единственно верное направление, приводящее к полноте жизни и в условиях земного бытия, и в вечности.

Мы идем по этому спасительному пути, когда стараемся исполнять Божественные заповеди и откликаемся на Божии призывы. Один из таких обращенных к нам призывов содержится в послании апостола Павла: «Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 20). Это значит, что мы возносим хвалу Богу не только молитвами и песнопениями, но и добрыми делами во благо ближнего, во благо своего народа и отечества, во благо Святой Церкви.

На протяжении двух тысяч лет христиане всего мира с радостью и надеждой обращают мысленные взоры к событию, которое стало переломным в истории человечества. Современное летоисчисление, ведущее свое начало от Рождества Христова и являющееся летоисчислением христианской эры, само по себе свидетельствует об исключительном значении пришествия в мир Христа Спасителя.

Значение празднования Рождества Христова заключается в том, что оно позволяет нам свободно прикоснуться к непостижимой тайне Боговоплощения, помогает проникнуться благой евангельской вестью. Господь вновь и вновь таинственно рождается для нас во глубине наших душ, дабы мы «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10). Событие Вифлеемской ночи до неузнаваемости преображает современную жизнь, дает нам возможность увидеть ее с иной, порой непривычной и неожиданной точки зрения. То, что нам казалось самым важным и большим для нас, вдруг предстает малозначительным и скоропреходящим, уступая место величию и красоте вечной Божественной истины. И мы всегда должны помнить, что истина эта сохраняется как в единой Святой Церкви Ветхозаветной, существовавшей до Воскресения Христа, так и в Новозаветной Церкви Христовой.

Ныне с особой силой звучат для нас слова Спасителя: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Эти слова даруют надежду, основанную на твердом убеждении, что какие бы искушения ни постигали нас на жизненном пути, Господь никогда не оставит нас, Своих чад.

Минувший год в жизни нашей епархии был отмечен многими важными событиями. Это принесение всечестных мощей великого угодника Божия, практически нашего с вами земляка, святого преподобного Силуана Афонского. Тысячи орловцев и паломников из соседних епархий смогли приложиться к цельбоносной афонской святыне, вознося свои горячие молитвы перед ракой с мощами преподобного. Ознакомление с житием этого подвижника благочестия многим мятущимся душам помогло переосмыслить свою жизнь и приобщиться к Церкви, став на путь покаяния и исправления.

Особым благословением Божиим явился для всех нас исторический визит на Орловскую землю нашего Первосвятителя — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА. Это первое посещение Первоиерархом Русской Православной Церкви Орловской епархии за всю её многовековую историю. Его Святейшество дал высокую оценку нашей деятельности и вдохновил на новые труды.

Минувший год был ознаменован строительством новых и реставрацией уже существующих храмов и монастырей, среди которых главное место занимает, конечно же, уникальная реставрация и великое освящение храма Смоленской иконы Божией Матери.

Не могу также не вспомнить и еще об одном важном событии ушедшего года, а именно — об открытии очередной православной гимназии-пансиона в городе Болхове. Лишенные с детства родительской любви, младшие воспитанники гимназии чувствуют тепло и заботу от преданных своему делу духовника и педагогов, получая от них первые и самые важные уроки любви к Богу и ближнему.

Не будем беспечны к своему вечному спасению, не будем впустую прожигать драгоценное время, отпущенное нам нашим Творцом, но употребим его ради стяжания Царства небесного. Будем следить за своими мыслями, словами и поступками — соответствуют ли они высокому званию христианина? Все наши посты и молитвы растворены ли духом братолюбия? Являем ли мы послушание нашей Святой Матери Церкви?

Поздравляю всех вас также с Новым 2017 годом!

Новолетие наступает для того человека, который по-новому взглянул на свою жизнь и исполнился желанием изменить ее по духу евангельскому, чтобы, окончив ее «на новой земле и под новым небом», дабы воспевать Бога в Царствии Небесном (Откр. 21,1).

Молитвенно желаю всем вам быть ревностными исполнителями воли Божией, приносящими духовные дары рождшемуся ныне Спасителю мира, дабы имя Его прославлялось среди людей. Желаю вам жить так, чтобы неверующие, видя ваше доброе житие по заповедям Божиим, стремились бы тоже стать членами Церкви. И тогда наша чистая жизнь в Боге будет лучшей проповедью Евангелия на Россию и на весь мир. Пусть Господь сопутствует всем вам в добром делании. Пусть Господь дарует всем вам крепость душевную и здоровье телесное, семьям вашим — мир и благоденствие.

С праздником всех вас, дорогие мои!

С любовью о Господе

Митрополит Орловский и Болховский Антоний

Возлюбленные о Господе досточтимые сослужители мои у Престола Божия, всечестные иноки и инокини, досточтимые отцы и матери, уважаемые преподаватели и учащиеся наших духовных школ и гимназий, студенты иных учебных заведений, боголюбивое казачество, дорогие братия и сестры!

В день Рождества Христова сердечно поздравляю вас с великим сим праздником!

Вновь Господь посетил нас Своей несказанной милостью и сподобил вкусить неизреченную радость от прикосновения к непостижимой тайне Рождества Христова. Вновь наш слух наполняется торжественным звучанием церковных колоколов, и все верующие «едиными усты» воспевают священные песни Христу Богомладенцу. Вновь в огнях лампад и свечей мы узнаем отблеск Вифлеемской звезды, а сердца наши ликуют, исполнившись фимиамом «мира и благоволения» (Лк. 2, 14).

В эту дивную рождественскую ночь вся Вселенная встречает своего Спасителя. Земля подносит Ему пещеру и ясли, небо - звезду, ангелы - пение, пастухи - поклонение, восточные мудрецы - золото, ладан и смирну как Царю, Первосвященнику и Жертве Искупительной за грехи человеческие.

Что же каждый из нас в этот день принесет к яслям Христа Спасителя? Что приготовили мы подарить Божественному Младенцу? Пусть нашими дарами Богу будут крепкая вера наша, несомненная надежда на Его милосердие и горячая любовь к Нему и нашим ближним. Это те скромные дары, которые каждый человек способен принести родившемуся ныне Спасителю и именно они делают нашу жизнь полноценной и Богу - угодной.

Прославляя сегодня родившегося Господа, давайте вспомним о том, что первый человек был создан Творцом вечным и совершенным, по образу и подобию Божию (Быт. 1, 26). В мертвого Адама Господь своим дыханием вдохнул Себя «и стал человек душою живою» (Быт. 2:7) Но Адам, преступив заповедь, завистью человеконенавистника в образе змия исказил замысел Создателя о себе. Лишившись живого общения с Богом, человечество все больше и больше погружалось в бездну греха и дьявольской гордыни. И тогда Господь, любя Свое творение и желая ему спасения, посылает в мир Единородного Сына Своего Который, Своей Кровью на кресте восстановил целостность человеческой природы и стал Новым Адамом. Христос показал нам пример жизни, сообразной Божественному замыслу о спасении человека от греха. Этот пример есть надежный ориентир, который помогает нам не сбиться с пути и обрести единственно верное направление, приводящее к полноте жизни и в условиях земного бытия, и в вечности.

Мы идем по этому спасительному пути, когда стараемся исполнять Божественные заповеди и откликаемся на Божии призывы. Один из таких обращенных к нам призывов содержится в послании апостола Павла: «Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии » (1 Кор. 6, 20). Это значит, что мы возносим хвалу Богу не только молитвами и песнопениями, но и добрыми делами во благо ближнего, во благо своего народа и отечества, во благо Святой Церкви.

На протяжении двух тысяч лет христиане всего мира с радостью и надеждой обращают мысленные взоры к событию, которое стало переломным в истории человечества. Современное летоисчисление, ведущее свое начало от Рождества Христова и являющееся летоисчислением христианской эры, само по себе свидетельствует об исключительном значении пришествия в мир Христа Спасителя.

Значение празднования Рождества Христова заключается в том, что оно позволяет нам свободно прикоснуться к непостижимой тайне Боговоплощения, помогает проникнуться благой евангельской вестью. Господь вновь и вновь таинственно рождается для нас во глубине наших душ, дабы мы «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10). Событие Вифлеемской ночи до неузнаваемости преображает современную жизнь, дает нам возможность увидеть ее с иной, порой непривычной и неожиданной точки зрения. То, что нам казалось самым важным и большим для нас, вдруг предстает малозначительным и скоропреходящим, уступая место величию и красоте вечной Божественной истины. И мы всегда должны помнить, что истина эта сохраняется как в единой Святой Церкви Ветхозаветной, существовавшей до Воскресения Христа, так и в Новозаветной Церкви Христовой.

Ныне с особой силой звучат для нас слова Спасителя: «Я с вами во все дни до скончания века » (Мф. 28, 20). Эти слова даруют надежду, основанную на твердом убеждении, что какие бы искушения ни постигали нас на жизненном пути, Господь никогда не оставит нас, Своих чад.

Минувший год в жизни нашей епархии был отмечен многими важными событиями. Это принесение всечестных мощей великого угодника Божия, практически нашего с вами земляка, святого преподобного Силуана Афонского. Тысячи Орловцев и паломников из соседних епархий смогли приложиться к цельбоносной афонской святыне, вознося свои горячие молитвы перед ракой с мощами преподобного. Ознакомление с житием этого подвижника благочестия многим мятущимся душам помогло переосмыслить свою жизнь и приобщится к Церкви, став на путь покаяния и исправления.

Особым благословением Божиим явился для всех нас исторический визит на Орловскую землю нашего Первосвятителя - Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА. Это первое посещение Первоиерархом Русской Православной Церкви Орловской епархии за всю её многовековую историю. Его Святейшество дал высокую оценку нашей деятельности и вдохновил на новые труды.

Минувший год был ознаменован строительством новых и реставрацией уже существующих храмов и монастырей, среди которых главное место занимает, конечно же, уникальная реставрация и великое освящение храма Смоленской иконы Божией Матери.

Не могу, также не вспомнить и еще об одном важном событии ушедшего года, а именно - об открытии очередной православной гимназии-пансиона в городе Болхове. Лишенные с детства родительской любви, младшие воспитанники гимназии, чувствуют тепло и заботу от преданных своему делу духовника и педагогов, получая от них первые и самые важные уроки любви к Богу и ближнему.

Не будем беспечны к своему вечному спасению, не будем впустую прожигать драгоценное время, отпущенное нам нашим Творцом, но употребим его ради стяжания Царства небесного. Будем следить за своими мыслями, словами и поступками - соответствуют ли они высокому званию христианина? Все наши посты и молитвы растворены ли духом братолюбия? Являем ли мы послушание нашей Святой Матери Церкви?

Поздравляю всех вас также с Новым 2017 годом!

Новолетие наступает для того человека, который по-новому взглянул на свою жизнь и исполнился желанием изменить ее по духу евангельскому, чтобы, окончив ее «на новой земле и под новым небом», дабы воспевать Бога в Царствии Небесном (Откр. 21,1).

Молитвенно желаю всем вам быть ревностными исполнителями воли Божией, приносящими духовные дары рождшемуся ныне Спасителю мира, дабы имя Его прославлялось среди людей. Желаю вам жить так, чтобы неверующие, видя ваше доброе житие по заповедям Божиим, стремились бы тоже стать членами Церкви. И тогда наша чистая жизнь в Боге будет лучшей проповедью Евангелия на Россию и на весь мир. Пусть Господь сопутствует всем вам в добром делании. Пусть Господь дарует всем вам крепость душевную и здоровье телесное, семьям вашим - мир и благоденствие.

С праздником всех вас, дорогие мои!


С любовью о Господе -
Митрополит Орловский и Болховский
АНТОНИЙ







2024 © winplast.ru.