Методические рекомендации по элективным курсам. Методические рекомендации по разработке элективных курсов. Программы элективных курсов


Концепция профильного обучения направлена на реализацию личностно ориентированного учебного процесса и предполагает широкоеиспользование элективных учебных предметов, учебных практик, проектов исследовательской деятельности учащихся.

Федеральный базисный учебный план при организации профильного обучения учащихся 10–11-х классов предусматривает наряду с преподаванием базовых и профильных курсов, обязательные элективные курсы по выбору учащихся. В пояснительной записке к Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации сказано: «Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения.

Элективные учебные предметы выполняют три основные функции:

1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи Единого государственного экзамена;

2) «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности».

Минимальное количество часов, отводимое базисным учебным планом на изучение элективных предметов, – 4 ч в неделю в течение двух лет, т.е. всего 280 ч. Соотношение объема база: профиль: электив определяется пропорцией 50: 30: 20. Например, в учебных планах биолого-географического или химико-биологического профиля элективные курсы должны занимать 4–6 ч учебной нагрузки в неделю.

Основные требования к элективным курсам

1. Характерные особенности элективного курса:

– избыточность – наличие в учебном курсе такой информации, овладение которой не служит достижению целей обучения, но повышает надежность знаний, упрощает понимание и усвоение;

– вариативность – способность образовательной системы предоставить учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественных и привлекательных вариантов образовательных траекторий;

– краткосрочность – форма обучения, получившая широкое распространение благодаря непродолжительности обучения: от 4 недель (8-часовой курс) до нескольких месяцев (16–34-часовой курс);

– оригинальность – определяется личным вкладом автора;

– нестандартность – отступление от эталонов.

2. По структуре и содержанию элективные курсы должны:

– иметь социальную и личностную значимость как для педагога, так и для учащегося;

– ориентироваться на приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, осознанного профессионального самоопределения;

– служить для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников;

– дополнять содержание профильного курса, в этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным;

– быть направлены на удовлетворение познавательных интересов, выходящих за рамки выбранного учащимся профиля;

– формировать универсальные учебные действия;

– обладать значительным развивающим потенциалом, способствовать формированию целостной картины мира.

3. Организация элективных курсов:

– программы элективных курсов разрабатываются, принимаются и реализуются образовательными учреждениями самостоятельно;

– количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть таким, чтобы было из чего выбрать;

– продолжительность курса может быть произвольная, но не более 70 ч: четверть – 8–10 ч, полугодие – 16–18 ч, один год – около 34 ч;

– сдача экзамена не предусмотрена, но должна быть та или иная форма отчетности.

4. Возможно использование различных структур изложения содержания: линейная, концентрическая, спиральная, смешанная, модульная.

Основные типы элективных курсов

1. Предметно ориентированные:

– обеспечивают повышенный уровень изучения того или иного предмета, развивают содержание одного из базовых курсов, включая углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ;

– дают ученику возможность реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области;

– создают условия для качественной подготовки к итоговой аттестации.

2. Профильно ориентированные:

– ориентированы на получение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, т.е. данные курсы являются дополнением содержания профильного курса;

– уточняют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне.

3. Межпредметные:

– обеспечивают межпредметные связи и дают возможность изучения смежных предметов на профильном уровне;

– поддерживают мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной специализации.

4. Надпредметные:

– обеспечивают реализацию познавательных интересов школьников, выходящих за рамки традиционных предметов и распространяющихся на области деятельности человека вне выбранного ими профиля;

– знакомят школьников с комплексными проблемами, требующими синтеза знаний по ряду предметов и способами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации.

5. Углубляющие: решают задачи освоения углубленного учебного материала, значительно превышающего требования государственного стандарта, базового и профильного уровня.

6. Профориентационные: направлены на приобретение школьниками представлений о возможных профессиях и практических умений для успешного продвижения на рынке труда.

7. Прагматические: способствуют социальной адаптации учащихся к объективным требованиям современной жизни, формируют актуальные знания и умения, необходимые в повседневной жизни человека.

8. Гносеологические: «собственно ученической» направленности, способствуют освоению гностических умений, умений познавать, учиться, приобретать, организовывать и применять знания на практике.

Элементы учебной программы

Элементы учебной программы

Пояснительная записка

1. Кому адресована программа: тип (общеобразовательная, специальная, др.), вид (лицей, гимназия, др.) образовательного учреждения и определение класса обучения.
2. Концепция (основная идея) программы.
3. Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).
4. Особенности.
5. Цели, задачи, основные принципы.
6. Планируемые результаты.
7. Краткое пояснение логики структуры программы и особенностей организации учебного процесса по предмету.
8. Система оценки достижений обучающихся.

Учебно-тематический план

1. Перечень тем или разделов, последовательность их изучения.
2. Время на изучение.
3. Деление на виды деятельности и формы, включая занятие, которое позволит провести презентация полученных образовательных продуктов обучающимися по итогам элективного учебного предмета.

Требования к умениям и навыкам

1. Образовательный продукт (материалы, которые будут разработаны обучающимися на занятиях в ходе учебной, исследовательской деятельности: проект, тезисы, эксперимент, макет, схема, стихи и др.).
2. Точки контроля, виды контроля.
3. Система оценки образовательных достижений.

Информационное обеспечение

1. Литература, использованная при подготовке программы.
2. Литература, рекомендуемая для учителя и обучающихся.
3. Презентации к занятиям.
4. Образовательные диски.

Учебно-методические материалы

1. Основные понятия курса.
2. Списки литературы для подготовки проектов, рефератов, исследовательских и творческих работ и др.

Элективные курсы по существу являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий, так как в значительной степени связаны с выбором каждым старшеклассником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, послешкольных жизненных планов.

Результативность элективных курсов будет достигнута только в том случае, если у учащихся появится возможность осознанного выбора элективного курса. Для обоснования выбора элективного курса учащимся нужны определенные условия. Во-первых, они должны ясно осознавать свои интересы, планы. Во-вторых, учащиеся должны иметь возможность заранее познакомиться с содержанием предложенных элективных курсов, изучив их краткие аннотации в виде учебно-методических комплектов. В-третьих, учителю, который будет реализовывать элективный курс, необходимо провести презентацию элективного курса для того, чтобы старшеклассники имели полное представление о содержании предлагаемого элективного курса. Основная особенность элективных курсов – вариативность, что предоставляет учащемуся возможность свободного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассника. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и носят авторский характер.

Напомним кратко основные сведения об элективных курсах.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом № 2783 Министерства образования России от 18.07.02, обозначены цели перехода к профильному обучению, одной из которых является цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы – обязательные для посещения по выбору учащихся.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Элективные курсы выполняют три основных функции:

    являются «надстройкой» профильного курса , когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным (а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную школу с углубленным изучением отдельных предметов);

    развивают содержание одного из базисных курсов , изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;

    способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

В Концепции профильного обучения четко обозначено:

1. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

2. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.

3. Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:

    способствовать самоопределению ученика и или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;

    создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;

    познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;

    активизировать познавательную деятельность школьников;

    повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения.

Основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов:

    подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;

    приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;

    возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;

    любопытство;

    поддержка изучения базовых курсов;

    профессиональная ориентация;

    интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

Соотношение объёмов базовых, профильных и элективных курсов в процентах может быть примерно таким: 50-30-20.

Типы элективных курсов. В педагогической практике условно выделены следующие типы элективных курсов.

I. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.

В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.

1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета , имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.

2) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса , входящие в обязательную программу данного предмета.

3) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса , не входящие в обязательную программу данного предмета.

4) Прикладные элективные курсы , цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.

5) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы .

6) Элективные курсы, посвященные истории предмета , как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).

7) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

II. Межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе.

III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.

Проектирование элективных курсов. Прежде чем приступить к процессу проектирования элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки школьников учителю необходимо поставить перед собой ряд вопросов, решение которых во многом облегчит их работу. К ним можно отнести следующие:

    Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен этот курс (в библиотеке, у учителя …)?

    Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием?

    Какие виды работы могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем обучении?

    Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить инициативу?

    Какие критерии позволяют оценить успехи в изучении данного курса (оценка за курс ставится, но в портфолио можно поместить отзыв, результат).

    Чем может завершиться для ученика изучение курса? Какова форма отчетности?

Ответы на эти вопросы дадут возможность оптимально выстроить программу элективных курсов. При этом, при разработке программы элективного курса необходимо:

    Проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля.

    Определить, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или профильного курса.

    Определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля.

    Разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, определить необходимое число часов на каждый из них.

    Выяснить возможность обеспечить данный курс учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическими материалами, лабораторным оборудованием, реактивами и т.д. Составить список литературы для учителя и учащихся.

    Выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности учащихся при изучении курса. Если программа предполагает выполнение практических работ, лабораторных опытов, проведение экскурсий, выполнение проектов, то их описание должно быть представлено в программе.

    Определить образовательные продукты, которые будут созданы учащимися в процессе (результате) освоения программы курса (Образовательный продукт – это материалы, которые будут разработаны учащимися в ходе познавательной, исследовательской деятельности – конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, доказательство, стихи, очерки, песня, фотография, модель, макет, схема, компьютерная программа и др.).

    Определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы.

    Продумать форму отчетности по итогам освоения программы курса.

В педагогической практике определились этапы проектирования элективных курсов. Цели, содержание и ожидаемый результат совокупности этих этапов представляют общую технологию проектирования курсов.

Васькова Ирина Дмитриевна
Должность: старший методист
Учебное заведение: ФГКОУ "Северо-Кавказское суворовское военное училище"
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация элективных курсов
Дата публикации: 28.07.2016
Раздел: полное образование

Организация элективных курсов
Васькова Ирина Дмитриевна, старший методист учебного отдела ФГКОУ «Северо-Кавказское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации 1. Общие положения 2. Особенности курсов выбору для предпрофильной подготовки 3. Характеристика элективных курсов для профильного обучения 4. Организация работы элективных курсов 5. Разработка программ курсов по выбору для основной общей и элективных курсов средней общей школы
1. Общие положения
В соответствии с Приказом "Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учебных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего среднего образования", для самоопределения учащихся 9-х классов в отношении профилирующего направления собственной деятельности на старшей ступени обучения организуются элективные курсы. Элективные курсы (курсы по выбору, обязательные для посещения учащимися в рамках конкретного профиля) являются важной составной частью профильного обучения на старшей ступени. В соответствии с "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования" дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе сочетания курсов трех типов (базовых, профильных, элективных), где элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ в профильной школе. Элективные курсы (от лат. electus - избранный, т.е. курсы по выбору) составляют компонент образовательного учреждения базисного учебного плана. Для элективных курсов не существует образовательных стандартов. Но курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки и элективные курсы для профильного обучения отличаются друг от друг от друга.
2. Особенности курсов выбору для предпрофильной подготовки
Время, отводимое на курсы по выбору для предпрофильной подготовки учащихся девятых классов, складывается из часов компонента образовательного учреждения и часов учебного предмета «Технология» В результате изучения курсов по выбору учащийся 9 класса должен быть готовым ответить на два вопроса: «Чего я хочу в своей ближайшей образовательной перспективе?» и «Могу ли я, готов ли я продолжить обучение по выбранному профилю?» В процессе изучения данных курсов учащиеся 9 классов должны иметь возможность: – приобрести опыт приложения усилий по освоению образовательного материала и по освоению компетентностей, востребованных в профильном обучении и послешкольном образовании;
– получить информацию о значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения профильного образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения; – сформировать ценностные ориентации, связанные с профилем обучения и соответствующим ему направлениями послешкольного образования. Школа должна предоставить учащимся возможность изучить несколько курсов по выбору за год, следовательно, эти курсы не могут быть большими. Оптимальная их продолжительность 8–16 часов. Номенклатура курсов по выбору для основной школы формируется из:  профилей школы;  факультативов;  кружков;  учебно-исследовательской работы;  предметных школ;  лабораторно-практической части учебных программ;  общественного запроса;  интересов и увлечений учителя и учащихся. Существует несколько подходов к созданию курсов по выбору.
Фундаментальный подход
предполагает разработку содержания курса в логике перехода от фундаментальных законов и теорий к частным закономерностям, направленного на углубленное изучение предмета, ориентированного, в первую очередь, на одаренных детей в данной предметной области, и непосредственно связанного с профильными учебными предметами старшей школы.
Методологический

подход
основан на научном методе познания, особенности которого демонстрируются на историко-научном материале. Отсюда главная цель изучения курса по выбору, основанного на методологическом подходе: знакомство с методом научного познания, овладение некоторыми исследовательскими умениями. Этот подход предполагает использование проектной технологии обучения, организацию лабораторно-практических занятий, занятий практикумов и т.п.
Универсальный

подход
характеризуется группировкой содержания вокруг ряда важнейших понятий, имеющих универсальное значение для науки. Данный подход предпочтителен для межпредметных курсов, которые рассматривают одну проблему, явление, понятие с разных сторон в свете разных наук. Для него предпочтительными может стать использование технологий рефлексивного обучения, критического мышления, кейс-метода и т.д.
Прагматичный

подход
предполагает приобретение определенных знаний и умений, обеспечивающих базовый культурный уровень учащихся и широко использующихся в дальнейшей жизни. Для него предпочтительными являются практические занятия, серии практикумов в конкретной профессиональной области.
Деятельностно-ценностный

подход
предполагает знакомство со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения содержания того или иного профиля обучения. Существуют определенная взаимосвязь
между рациональным отбором способов деятельности и форм организации учебного процесса с одной стороны и способностям и склонностями учащихся конкретного профиля с другой. Построение курса по выбору, основанного на таком подходе предполагает учет склонностей учащихся к соответствующим способам деятельности. Так, ученики естественного профиля проявляют склонность ко многим способам деятельности и к формам процесса обучения химии и биологии. Для гуманитарного профиля характерны такие виды деятельности, как составление конспектов, планов, тезисов, рефератов, а предпочтительными формами обучения являются экскурсии, демонстрации, дискуссии, ролевые игры. Для математики характерно составление схем, таблиц, нахождение закономерностей.
Компетентностный подход
имеет много сторонников сегодня, и, возможно, многие разработчики отдадут ему предпочтение при разработке курсов по выбору для основной школы. При этом может быть следующая последовательность действий: определение значимых для учащихся данного возраста проблем выделение необходимых умений для их разрешения определение компетентностей, требуемых для решения данного типа задач отбор необходимого содержания разработка методов обучения разработка системы оценивания. Курсы по выбору в предпрофильной подготовке подразделяются на предметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные)
.

(слайд 3)

Предметно-ориентированные курсы решают следующие задачи
: 1) реализация учеником интереса к учебному предмету; 2) уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне; 3) создание условий к сдаче экзаменов по выбору, т.е. к наиболее вероятным предметам будущего профилирования. Для предметно ориентированных курсов могут использоваться в качестве учебных пособий существующие учебные пособия, программы факультативов, специальных курсов, фрагменты учебных пособий для подготовки в вузы и классов с углубленным изучением учебных предметов.
Межпредметные (ориентационные) курсы
предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду учебных предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах. Задачи курсов по выбору такого вида можно сформулировать следующим образом: 1) создание базы для ориентации учеников в мир современных профессий; 2) ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям; 3) поддержание мотивации к тому или иному профилю.
В качестве учебных материалов для межпредметных курсов для предпрофильной подготовки используется научно-популярная литература, сообщения средств массовой информации, Интернет и т.п. Отличительными особенностями курсов по выбору для девятых классов являются их нестандартизованность, вариативность и краткосрочность. Вариативность курсов по выбору проявляется в том, что в ходе предпрофильной подготовки ученик 9 класса, ориентированный на какой- то конкретный профиль или, наоборот, еще колеблющийся в своем выборе, должен попробовать свои силы в освоении разных курсов по выбору, которых должно быть много как количественно, так и содержательно. Наличие большого числа курсов, отличающихся друг от друга содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения, есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки. Курсы по выбору для предпрофильной подготовки в 9 классе должны отвечать следующим требованиям: должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор; должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы
(«Пойду

социально-гуманитарный

профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что

намерен стать юристом или журналистом»)
; должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле, помочь ученикам проверить себя, ответить на вопрос:
«Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?».
Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерная перегруженность курса новым содержанием, может не позволить ученику ответить на эти центральные вопросы; отбирая содержание, учитель должен ответить на вопросы:
«Чем

будет

полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора профиля

обучения в старшей школе?»;
перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на третьей ступени средней школы; следует использовать возможно сти преподавания ку р с о в предпрофильной подготовки другим педагогом, реализующим базовый курс по данному или родственному предмету; курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т.д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности. Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность – работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.) Курсы по выбору, по возможности, должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить монополию учителя на информацию. Курсы по выбору для предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс. Они должны подготовить ученика не к сдаче экзаменов, а к успешному обучению в старшей школе.

3. Характеристика элективных курсов для профильного обучения
В 10 – 11-х классах число элективных курсов определено учебным планом для каждого профиля. Набор элективных курсов определяется самой школой. Элективные курсы выполняют три основных функции: 1) надстройки профильного учебного предмета, превращающей его в полной мере в углубленный; 2) развития содержания одного из базовых учебных предметов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне; 3) удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности человека. Элективные курсы характеризуется тем, что из предложенного их набора ученик может выбрать те, которые ему интересны или нужны. Как только курс выбран, он становится таким же, как нормативный с обязанностью посещать и отчитываться. Элективный курс в профильной школе также краткосрочен, но его объем по часам (максимум 35 часов) выше, чем рекомендуемый объем курсов по выбору для девятиклассников (максимум 17 часов). Элективные курсы в старшей школе, когда учащиеся уже определились с профилем и приступили к обучению по конкретному профилю, должны быть более систематичными (раз или два раза в неделю), более долгосрочными (не менее 36 часов) и, что самое главное, ставить совсем другие цели, чем это было в 9 классах в рамках предпрофильной подготовки. В 10–11 классах целью элективного курса является расширение, углубление знаний, выработка специфических умений и навыков, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля. Это главное отличие курсов по выбору в 9-х классах и элективных курсов в 10–11-х классах, а требования к их разработке и оформлению сходны. При разработке элективных курсов для средней (полной) школы следует учитывать мотивы учащихся, по которым они выбирают тот или иной курс. Это может быть подготовка к сдаче единого государственного экзамена по учебному предмету, который изучается школьником на базовом уровне, приобретение знаний и умений, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, возможность успешной карьеры и т.д.
4. Организация работы элективных курсов
1. При проведении курсов по выбору допускается деление класса на группы. Количество учащихся в одной группе должно быть не менее 5-7 человек и не более 15-20 человек. Группы могут быть скомплектованы учащимися из различных 9-х классов, других образовательных учреждений, а также временно только на период отдельного курса по выбору. 2. Базовый объем предпрофильной подготовки составляет 68 часов, которые направлены на курсы по выбору (элективные курсы).
3. Курсы предпрофильной подготовки (элективные курсы), проводимые в школе, делятся на три основных вида: 1. предметные элективные; 2. межпредметные элективные курсы; 3. элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.
Задачи курсов:
1. Дать ученику возможность реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области. 2. Создать условия для формирования индивидуальной траектории развития профессиональных интересов учащихся. 3. Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне. 4. Создать условия для качественной подготовки к итоговой аттестации и в том числе к экзаменам по выбору. 5. Формировать у учащихся умения и навыки, и способы деятельности для решения практически важных задач (учебная практика, проектная технология, исследовательская деятельность). 6. Поддерживать мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной специализации.
Содержание курсов:
1. Программы курсов по выбору выходят за рамки традиционных учебных предметов, включают углубление отдельных тем, модульные курсы и обеспечивают повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и методами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации, осознанию возможностей и способов реализации жизненных планов. 2. Формы обучения на элективных курсах могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии (коммуникативная, групповая, проектно - исследовательская и т. д.). Ведение курса может быть обеспечено как учителем школы так и специалистом вуза, суза в условиях сетевого взаимодействия. 3. Программное обеспечение элективных курсов. Реализация содержания предпрофильного обучения обеспечивается программами, утвержденными Минобразованием России. В случае отсутствия программ по профилям, которые были заявлены учащимися, преподавание ведется по программам, разработанным учителями школы и утвержденным научно- методическим советом школы на начальном этапе работы, затем в методическом центре города. Программа элективного курса должна удовлетворять следующим условиям: 1. Учитывать особенности учащихся, интересующихся профилями школы. 2. Знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках и интересующих учащихся. 3. Опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять и способствовать формированию исследовательских умений. 4. Нацеливать на подготовку к ЕГЭ, олимпиадам.
5. Уделять внимание формированию таких умений, как конспектирование учебного материала, наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия, систематизация. Преподавание элективных курсов ведется по особому расписанию, с которым учащиеся знакомятся за 3 дня до их начала.
Методическое обеспечение элективного курса включает в себя:
1. Программу курса, пособие для учащихся, материалы для учителя, справочную литературу. 2. Систему творческих заданий для учащихся, творческие работы учащихся, выполненные в предыдущие потоки, материалы для оказания помощи учащимся в проведении учебной практики, проектной деятельности, исследований. 3. Оборудование для проведения экспериментов, проектной деятельности. 4. Педагогические средства для работы курсов (в том числе разработки для учителей города, области т. д.). Эффективность преподавания конкретного элективного курса может быть подтверждена: 1. Анализом отметок по предметам, связанных с элективным курсом. 2. Количественным анализом набранных баллов учащимися в ходе занятий. 3. Количественным анализом проектной деятельности учащихся, количеством, проведенных исследовательских работ на элективном курсе. 4. Проведением анкетирования учащихся, учителей, целью которого является исследование уровня удовлетворенности школьников элективными курсами. 5. Результатами участи я школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах. Достижения учащихся на элективных курсах, заносятся в состав индивидуальной накопительной оценки - портфолио
5. Разработка программ курсов по выбору для основной обшей и

элективных курсов средней общей школы

Учебная программа
– нормативный документ, в котором отражены цели, содержание, особенности оценки эффективности результатов процесса обучения конкретного учебного курса
Требования к элективным курсам
1. Избыточность (их должно быть много). 2. Кратковременность (6–16 часов). 3. Оригинальность содержания, названия. 4. Курс должен заканчиваться определенным результатом (творческое сочинение, проект...). 5. Нестандартизированность. 6. Элективные курсы могут проектироваться педагогам, в связи с тем, что это курсы формируются через школьный комитет УП.
Проектирование программ элективных курсов
 На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи.
 Чем содержание элективных курсов будет отличатся от базового курса? (Исключить дублирование.)  Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен этот курс? (В библиотеке, у учителя...)  Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием?  Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем обучении?  Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить инициативу?  Какие критерии позволяют оценить успехи в изучении данного курса? (Оценка за курс не ставиться, но в портфолио может поместить отзыв, результат.)  Чем может завершиться для ученика изучение курса? Какова форма отчетности? Программы курсов по выбору для основной и элективных курсов для средней (полной) школы имеют сходную
структуру:
 титульный лист;  пояснительная записка;  содержание;  примерное планирование учебного материала;  методические рекомендации;  приложение. Рассмотрим требования к каждому из элементов программы элективного курса.
Титульный

лист
содержит данные об организации, в которой разработан курс, например, наименование образовательного учреждения; сведения о том, где, когда и кем утверждена программа; название элективного курса; класс, на который рассчитана программа; имя и должность разработчика программы; название города (населенного пункта) и год разработки программы.
Пояснительная записка
должна содержать следующую информацию:  Актуальность программы, обоснование необходимости программы (доводы о важности изучаемого компонента, недостаточность изучения в базовом курсе, соответствие возрасту, связь с наукой...).  Цели и задачи программы (развитие интереса, оказание помощи в выборе профессии...), цель должна отражать результат (создать проект...).  Обоснование отбора содержания его логике (элементы программы должны быть взаимосвязаны, должно быть выделено содержание).  Общая характеристика учебного процесса (...предусматривает психологию кл.-ур. с/о, модульное обучение...).  Указание внутри предметных и межпредметных связей.  Сведения об учащихся, на которых рассчитана программа.  Характеристика временных и материальных ресурсов (программа предусматривает типовое оборудование, нуждается в экскурсиях...).  Технические указания к тексту программы (для всех один текст, повышенного уровня – другой).  Сведения об апробации программы.
Объем пояснительной записки должен быть небольшим, но в ней должна содержаться информация, необходимая и достаточная для того, чтобы учитель и ученик могли составить полное представление о предлагаемом элективном курсе.
Содержательная часть
 Последовательный перечень тем с их кратким содержанием, указанием времени, необходимого на их изучение.  Список демонстраций, практических и лабораторных работ, экскурсий.
Методическая часть
 Методические рекомендации.  Требования к уровню ЗУН, полученных в результате обучения.  Развитие компетентности.  Более детального представлены технологии обучения и методика по каждой теме.  Критерии эффективности реализации программы.  Формы и методы контроля.  Список рекомендуемой литературы.
Приложение
 Тематические планирования.  Дидактический материал.  Дискеты с электронными презентациями.
Экспертиза программы
 Экспертиза программы может проводиться на методсовете школьного муниципального уровня.
Критерии оценки программы элективного курса
1. Актуальность содержания программы. 2. Мотивационный потенциал (насколько интересен). 3. Диагностичность и процессуальность целеполагания. 4. Соответствие содержания поставленным целям. 5. Системность содержания (логическая стройность). 6. Инвариантность содержания (содержание одно, а способы реализации для разных
Содержание
курса по выбору для основной и элективного курса для средней (полной) школы описывается по одной схеме. Оно включает в себя перечень тем с примерным распределением времени по темам и их реферативное описание. Однако наполнение этого раздела в разных программах будет различным, поскольку различия в функциях курсов по выбору для основной и элективных курсов для средней (полной) школы обусловливают различия в их содержании. Содержание курса по выбору для 9 класса должно соответствовать познавательным возможностям девятиклассников и одновременно с этим развивать его учебную мотивацию и готовить к сознательному выбору профиля дальнейшего обучения в средней (полной) школе. Содержание курса может представлять собой: а) расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового учебного предмета («Механика», «Международные отношения», «Океаны» и т.д.);
б) введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, профессий (астрономия, археология, журналистика и т.д.); в) совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения (например, «Естествознание») или освоение определенного вида деятельности (например, «Эксперименты в физике, химии, биологии», «Работа с источниками информации»). Содержание элективного курса для старшей школы зависит от его типа. Вы уже знаете, что элективные курсы могут быть предметными и межпредметными. Предметные элективные курсы в свою очередь можно разделить на несколько групп: 1) курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом (выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне; в этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно); 2) курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы, входящие в обязательную программу данного предмета; 3) курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета; 4) прикладные элективные курсы, знакомящие школьников с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развивающие интерес учащихся к современной технике и производству; 5) курсы, посвященные изучению методов познания природы; 6) курсы по истории науки, техники, искусства, религии; 7) курсы, при изучении которых учащиеся знакомятся с методами решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлением и решением задач на основе физического, химического, биологического эксперимента. Описание содержания элективного курса составляется в традиционной для учебного предмета форме. Проиллюстрируем это положение несколькими примерами.
Методические

рекомендации
к элективному курсу являются необязательной (факультативной) частью программы и представляют собой очень сжатое изложение рекомендуемых автором форм, методов и средств обучения. При работе с программами элективных курсов, которые содержат методические рекомендации, следует иметь в виду, что это именно рекомендации, а не указания и тем более не требования, предъявляемые учителю.
Рекомендуемая литература
обычно указывается в конце программы и может даваться единым списком или отдельными списками для учителя и для учащихся. При составлении таких списков следует учитывать доступность литературы для школы. Вряд ли учитель и тем более ученик смогут найти книгу, изданную небольшим тиражом в середине 50-х годов XX века. В программы традиционных учебных курсов включаются требования к уровню подготовки учащихся, иногда приводятся рекомендации по оценке
знаний и умений школьников. Особенностью курсов по выбору для основной и элективных курсов для средней (полной) школы является то, что ни знания, ни умения, приобретаемые школьниками, формально не оцениваются. Но это вовсе не означает, что результаты учебной работы остаются вне поля зрения учителя. Качественная оценка успехов ученика в освоении содержания элективного курса должна быть всегда, поскольку в ней заложен огромный воспитательный и мотивационный потенциал.

Элективные курсы подразделяются на следующие типы:

Пробные

Ориентационные

Углубляющие

Корректирующие

Общекультурные

Формальная структура программы элективных курсов

1. Титульный лист

2. Пояснительная записка

3. Учебно-тематический план

6. Литература (для учителей, для учащихся)

1. Титульный лист

а) Наименование образовательного учреждения

б) Справа наверху: где, когда, кем утверждена программа (школьная, улусная, республиканская экспертизы)

в) В центре название элективного курса

г) Класс, на который рассчитана программа (под названием)

е) Место, год разработки программы (внизу)

2. Пояснительная записка

В пояснительной записке обосновать необходимость введения данного курса. Указать место и роль данного курса в профильном обучении. Межпредметные связи, учебные умения и т.д.

Цель: для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса (учащиеся, учителя, родители, общество) удовлетворяет. Ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Задачи: что необходимо для достижения цели, над чем предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса.

Функции: изучение ключевых проблем современности, ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности, на совершенствование навыков познавательной деятельности, дополнение и углубление базового предмета образования, компенсация недостаточного обучения по профильным предметам.

Сроки реализации программы: продолжительность обучения, если на 2 года (72 часа), то этапы обучения; если чередуются (первое полугодие, затем что-то другое), то 15-17 часов.

Основные принципы отбора и структурирования материала. Методы обучения (активные: проектов, исследовательские), формы обучения (КСО, индивидуальное обучение, групповое), режим занятий.

Предполагаемые результаты, какие ЗУН получат ученики. Инструментарий для оценивания результатов обучения.

3. Учебно-тематический план

Перечень тем и их реферативное описание. Перечислить подтемы (помощь для учителей).

Дидактические материалы. Основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме. Описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса. Описание форм проведения занятий.

Главное внимание на содержание курсов.

Опорные вопросы для создания программ

1. На каком содержании материала, и через какие формы я наиболее полно смогу реализовать задачи предпрофильной подготовки.

3. Какими учебниками и вспомогательными материалами обеспечен данный курс.

4. Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием.

5. Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения успешности.

6. Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса. В чем он может проявить инициативу.

7. Какие критерии ясные педагогу и ученику позволяют оценить успехи в изучении данного курса.

8. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю.

9. Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности.

Требования

1. Степень новизны для учащихся.

2. Мотивирующий потенциал программы (программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся).

3. Развивающий потенциал программы (способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьника).

4. Здоровьесберегающие характеристики.

5. Полнота содержания программы (содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей).

6. Связность и системность изложения материала.

7. Методы обучения.

8. Степень контролируемости (в программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижения).

9. Реалистичность с точки зрения ресурсов, кадровые возможности школы.

10. Формальная структура программы.

11. Создание положительной мотивации, вызов познавательного интереса учащихся,

12. Не дублирование содержания предметов, обязательных для изучения по Государственному стандарту,

13. Ознакомление со спецификой видов деятельности, включение пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (практическая направленность),

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет»

Педагогический факультет

Кафедра «Профессиональное обучение, технология и дизайн»

В помощь учителю технологии

Современный урок технологии

Курган 2017

Современный урок технологии : Методические рекомендации / Курганский государственный университет. – Курган 2017. −

Рецензент: Алексеене Е.П., доцент кафедры ПОТиД, кандидат пед. наук.

Рекомендации содержат актуальную информацию, раскрывающую особенности современного урока в соответствии с реализуемым в настоящее время ФГОС ООО. Разработаны отдельные приёмы к этапам урока технологии с использованием педагогической технологии развития критического мышления учащихся. Рекомендации могут быть полезны учителям технологии и методистам, разрабатывающим проблему реализации ФГОС ООО в предметных областях.

Введение……………………………………………………………………….4.

Современный урок технологии в свете требований ФГОС ООО.5.

Структура современного урока……………………………………..8.

Разработка отдельных этапов урока технологии (по ФГОС ООО) с использованием приёмов педагогической технологии развития критического мышления учащихся……..…………………………12.

Заключение……………………………………………………………………21.

Список использованных источников………………………………………..22.

Приложение……………………………………………………………………23.

Введение

В условиях реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) учителями технологии предстоит внедрить в учебный процесс множество инноваций. Прежде всего, всем участникам образовательного процесса важно осознать, что стандарты «нового поколения» ориентированы на достижение качественно новых результатов образования и, следовательно, подходить к процессу образования необходимо иначе.

Стандарт «второго поколения» (ФГОС ООО) устанавливает требования к результатам образования: личностным, метапредметным, предметным . В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки учащихся. Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью перестройки всех сторон обучения, но на первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного этапа образовательного взаимодействия учителя и ученика. Постановка целей, структура, отбор содержания, технологии, методы и приёмы, материально-техническое обеспечение – всё должно быть направлено на достижение планируемых результатов .

Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся. Задача учителя – найти такие способы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения учащихся, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.

В данных рекомендациях продемонстрированы основные подходы к планированию современного урока в аспекте реализации ФГОС ООО, а также разработаны отдельные этапы уроков технологии с использованием приёмов педагогической технологии развития критического мышления учащихся.

1 Современный урок технологии в свете требований ФГОС ООО

Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования − это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а, самое главное, умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка личности к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: изменяются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии урок остаётся главной формой организации учебного процесса.

В рамках ФГОС ООО меняются функции участников образовательного процесса: учитель из передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель, то есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике .

Особенностью предмета «Технология» в соответствии с ФГОС ООО является введение учащихся в мир духовной и материальной культуры, которые тесно взаимодействуют и влияют друг на друга, являясь важной составляющей человеческого быта .

Изучение «Технологии» в соответствии с новым стандартом общего образования должно обеспечивать достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

В основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения технологических знаний) лежат предметные универсальные учебные действия .

К задачам предметной области «Технология» в системе общего образования, в рамках ФГОС ООО, относятся: формирование трудовой и технологической культуры учащихся, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения .

Содержание технологического образования в соответствии с новым стандартом предусматривает изучение учащимися материала по следующим образовательным направлениям: технологическая культура; распространенные технологии современного производства; культура эстетики труда; получение, обработка, хранение и использование технической информации; основы черчения, графики, дизайна; знакомство с миром профессий, построение планов профессионального образования и трудоустройства; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; декоративно-прикладное творчество, проектная деятельность; история, перспективы и социальные последствия развитие технологии и техники.

В процессе обучения технологии в соответствии с ФГОС ООО учащиеся овладевают:

  • навыками по подготовке, организации трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
  • навыкам созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
  • навыкам чтения и составления технической документации измерения параметров в технологии и продукте труда; выбора способа моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера, художественного оформления;
  • основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
  • умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
  • умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
  • навыкам организации рабочего места;
  • умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования к подготовке и личным качествам человека, предъявляемые различными профессиями .

Основным дидактическим средством обучения технологии является творческая учебно-практическая деятельность учащихся, а приоритетными методами – упражнение, лабораторно-практические, учебно-практические работы, выполнение проектных работ. Для практической работы учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект, процесс или тему проектной работы для учащихся, чтобы охватить всю совокупность изучаемых технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, а также его общественную или личную значимость .

Таким образом, для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые стандартами «второго поколения», урок технологии должен стать современным. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

2 Структура современного урока

В типологию и структуру современного урока технологи внесены новые элементы и этапы, поэтому важнейшей задачей учителя при реализации ФГОС

ООО является освоение технологии проектирования урока с учетом деятельностного подхода. В соответствии с новыми стандартами выделяют четыре типа уроков деятельностной направленности (в зависимости от поставленных целей):

  • уроки «открытия» новых знаний; деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия; содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов;
  • уроки рефлексии; деятельностная цель : формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.); содержательная цель: закрепление (и при необходимости коррекция) изученных способов действий-понятий, алгоритмов;
  • уроки общеметодологической направленности; деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов;
  • уроки развивающего контроля; деятельностная цель: формирование у учащихся способности к осуществлению контрольной функции;
  • содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов .

Современный урок включает в себя следующие этапы его структуры:

  • мотивация к учебной деятельности;
  • актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
  • выявление места и причины затруднения;
  • построение проекта выхода из затруднения;
  • реализация построенного проекта;
  • первичное закрепление;
  • самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
  • включение в систему знаний и повторение;
  • рефлексия учебной деятельности .

Предполагается, что такая структура урока будет направлена на активную учебно-познавательную деятельность обучающихся и формирование всех видов универсальных учебных действий (УУД).

Рассмотрим подробнее данные этапы в структуре урока (в соответствии с ФГОС ООО):

  • мотивация к учебной деятельности (организационный этап, на который отводится 1-2 минуты); цель этапа: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности; организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно, актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности; создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность; устанавливаются тематические рамки;
  • актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (4-5 минуты); цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия;
  • выявление места и причины затруднения(4-5 минуты); цель этапа: выявления места и причины затруднения; на данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации;
  • построение проекта выхода из затруднения (7-8 минут); цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации; учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, строят план достижения цели и определяют средства (этим процессом руководит учитель);
  • реализация построенного проекта (4-5 минуты); цель этапа: построение и фиксация нового знания; на этом этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации; в завершении этапа уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения;
  • первичное закрепление (4-5 минуты); цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях; учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух (первичное закрепление может проводиться в форме тестирования);
  • самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 минуты); цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях; при проведении этого этапа используется индивидуальная
  • форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном;
  • включение в систему знаний и повторение (7-8 минут); цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного; на данном этапе выявляются границы применения нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг, обеспечивающий возможность подготовки к введению следующих тем; учащимся предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие и др., затем, в которых новое знание используется с изученным ранее;
  • рефлексия учебной деятельности на уроке(2-3 минуты); цель этапа: соответствие цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания; на данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности; в завершении этапа соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности .

Итак, учитель, реализующий стандарт «второго поколения», должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.

3 Разработка отдельных этапов урока технологии (по ФГОС ООО)

с использованием приёмов педагогической технологии развития критического мышления учащихся

Важнейшим средством гарантированного достижения личностных, метапредметных и предметных результатов и точного инструментального управления учебным процессом является использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, направленных на развитие интеллектуально-творческого и социально-психологического потенциала личности ребенка, на достижении планируемых результатов ФГОС ООО.

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Она представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания.

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трёх стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление − размышление». Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность .

Инсерт − это приём технологии развития критического мышления учащихся через осмысленное чтение, используемый при работе с текстом . Приём применяется на уроках для актуализации новых знаний и умений и требует от учащегося не пассивного, а внимательного прочтения изучаемой информации . И, если раньше ученик пропускал некоторые абзацы, предложения и слова в тексте, то приём инсерт заставляет обратить на них

внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V – «Я это знаю!!»;

+ – «Это новая информация для меня!»;

- – «Я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал!?»;

? – «Это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения».

Затем учащийся заполняет таблицу:

Здесь тезисами записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Здесь отмечается то новое, что стало известно из текста

Здесь отмечаются противоречия: ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями, представлениями, убеждениями.

Здесь перечисляются неясные моменты текста, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Таблица обсуждается по колонкам: идет анализ того, как накапливаются знания, при этом путь от старого к новому, от неизвестного к известному становится более наглядным .

Приём «Ключевые слова». Учитель называет основные слова (термины), относящиеся к изучаемой теме. Учащиеся, в свою очередь, пытаются предположить, о чем пойдет речь на уроке, какие вопросы будут рассматриваться.

«Круги по воде» − э тот прием является эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются слова (существительные, глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания), имеющие отношение к изучаемой теме. Это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома .

Синквейн − это прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из пяти строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу . Написание синквейна − это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировав их.

При составлении синквейна на уроках:

  • повышается интерес к изучаемому материалу;
  • развивается образное мышление;
  • развиваются творческие способности учащихся, их мышление и воображение;
  • совершенствуются коммуникативные умения лаконично выражать свои мысли;
  • вырабатывается способность к анализу;
  • расширяется словарный запас.

Примеры синквейнов:

Проект.

Выполнимый, творческий.

Конструируем, кроим, шьём.

Проект позволяет много достичь.

Деятельность.

Кулинария.

Разнообразная, национальная!

Готовить, украшать, сервировать.

Искусство приготовления пищи.

Блюда.

Покажем на примерах (таблицы Е.1; Е.2; Е.3) применение описанных приёмов педагогической технологии развития критического мышления учащихся на отдельных этапах уроков технологии в 5классе по направлению «Технологии ведения дома».

Таблица Е. 1 – Применение педагогической технологии развития критического мышления учащихся на этапе «Вызов»

Имя темы

Класс

«Бутерброды» / 5 класс

Цель темы

Содействовать развитию познавательного интереса учащихся к освоению раздела «Кулинария»; умений классифицировать бутерброды, определять их качество, полезность и достоинства в процессе самостоятельной практической деятельности; сформировать навык по приготовлению бутербродов.

Этап урока

Вызов

Цель этапа

Актуализация опорных знаний учащихся (опыта) и вызов познавательного интереса к изучению нового материала. Мотивировать учеников к активной деятельности на уроке и дома.

Основные термины и понятия

Бутерброд: открытый, закрытый, простой, сложный

Планируемые результаты:

Личностные результаты образовательной деятельности учащихся:

1 );

2 );

3 );

4 );

5 ).

Мета

Познавательные УУД:

1 );

2 );

4 );

5 );

6 );

7 ).

Регулятивные УУД:

1 );

2 );

3 );

Корректировать действия (Р 4 );

Оценивать свою работу (Р 5 ).

Коммуникативные УУД:

1 );

2 );

3 );

4 ).

Предметные результаты образовательной деятельности учащихся:

Знать классификацию бутербродов (Пр 1 );

Определять качество и ценность продукта (Пр 2 );

Подбирать необходимые продукты для выполнения практической работы (Пр 3 );

Уметь приготавливать бутерброды (Пр 4 );

Уметь рационально и бережно относиться к продуктам питания (Пр 5 );.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

История

Групповые, индивидуальные

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Педагогические

приемы

Планируемые результаты

Постановка проблемного вопроса для определения темы.

Обратите внимание на доску (на доске 2 листка бумаги с надписью «Butter» «Brot»), на этих листах зашифрованы 2 слова.

Загадки:

1) Им мы каши не испортим, поговорка вторит нам. Коль его добавим в тортик, то получим сдобный крем. (Масло)

2) «Он всему голова»; хрустящей корочкой одет, мягкий, черный, белый… (Хлеб)

Вы догадались, какие блюда мы будем сегодня готовить?

Давайте разбираться. У нас есть агенты, которые выяснили что означают эти слова.

Какова же тема нашего урока?

На доске в столбик записывает слово «Бутерброд». На каждую букву нужно подобрать существительное, глагол, прилагательное или словосочетание к изучаемой теме. Например:

Б − батон; У – утро; Т – тостер; Е – еда; Р – рубленная сельдь; Б – быстро готовить; Р – резать; О – очень вкусно; Д – джем.

Включаются в диалог с учителем, предлагают свои варианты решения

Выявляют затруднения при выполнении задания

Осуществляют диалог прошлого и нового субъектного опыта

Приём

«Круги по воде

Л 3 Р 1 К 1 П 3 П 4

Таблица Е. 2 – Применение педагогической технологии развития критического мышления учащихся на этапе «Осмысление»

Имя темы

Класс

«Уход за одеждой» / 5 класс

Цель темы

Содействовать развитию познавательного интереса учащихся к освоению темы «Уход за одеждой» умений анализировать, классифицировать и определять символы по уходу за одеждой; сформировать навык по уходу за одеждой

Этап урока

Осмысление

Цель этапа

Получение новой информации; её осмысление и соотнесение с уже имеющимися знаниями

Основные термины и понятия

Символы по уходу за одеждой

Планируемые результаты:

Личностные результаты образовательной деятельности:

Оценивать высказывания, события с точки зрения своих собственных знаний (Л 1 );

Определять мотив и смысл своей деятельности (Л 2 );

Проявлять познавательный интерес и активность в обсуждении предлагаемой проблемы урока (Л 3 );

Высказывать свою позицию, предлагать свои способы решения (Л 4 );

Принимать другое мнение и уважительно относиться к нему (Л 5 ).

Познавательные УУД:

Искать и подбирать необходимую информацию для решения учебной задачи (П 1 );

Приобретать новый опыт в процессе исследовательской деятельности, решении практических задач и обсуждении материала (П 2 );

Осмысливать полученную информацию: сравнивать, анализировать (П 3 );

Определять причинно-следственные связи изучаемых понятий (П 4 );

Делать выводы на основе полученного нового опыта, высказывать свое видение проблемы (П 5 );

Осуществлять контроль и оценку своих действий (П 6 );

Структурировать имеющийся опыт (П 7 ).

Регулятивные УУД:

Уметь осознавать проблему и актуализировать знания для постановки целей (Р 1 );

Уметь планировать свою деятельность (Р 2 );

Осуществлять контроль своей деятельности (Р 3 );

Корректировать действия (Р 4 );

Оценивать свою работу (Р 5 ).

Коммуникативные УУД:

Уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать (К 1 );

Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К 2 );

Формировать и аргументировать свое мнение в коммуникации (К 3 );

Формировать умение работать в парах и малых группах (К 4 ).

Предметные результаты образовательной деятельности учащихся:

Знать символы по уходу за одеждой (Пр 1 );

Уметь ухаживать за одеждой из хлопчатобумажной и льняной тканей, головными уборами(Пр 2 ).

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

История

Групповые, индивидуальные

Тетрадь, учебник «Технология. Технологии ведения дома» (5 класс) / Н.В. Синица, В.Д.Симоненко; инструменты и приспособления для практической работы, ИКТ.

Разработка фрагмента урока технологии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические приёмы

Планируемые результаты

Формулирование темы и цели урока.

Предлагает поработать с учебником и составить инсерт.

Записать в тетрадь тему.

Работа с текстом учебника: помечают на полях абзацы и предложения, используя знаки: «V» – что известно, «+» − что является интересным, «-» − думал иначе, «?» − не понял, есть вопросы.

Систематизируют информацию, расположив её в соответствии со своими пометками в таблицу. Составление инсерта. Обсуждение каждой графы таблицы.

Приём

«Составление инсерта»

Л 2 П 1 П 4 Р 1 Р 2 Р 3 Пр 1 Пр 2

Таблица Е. 3 – Применение педагогической технологии развития критического мышления учащихся на этапе «Рефлексия»

Имя темы

Класс

Классификация текстильных волокон. Хлопчатобумажные и льняные ткани» / 5 класс

Цель темы

Развитие познавательного интереса учащихся к освоению раздела «Материаловедение», умений классифицировать текстильные волокна, определять их по внешнему виду.

Этап урока

Рефлексия

Цель этапа

Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Присвоение новой информации учеником. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Основные термины и понятия

Текстильные волокна: натуральные и химические

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Оценивать высказывания, события с точки зрения своих собственных знаний (Л 1 );

Определять мотив и смысл своей деятельности (Л 2 );

Проявлять познавательный интерес и активность в обсуждении предлагаемой проблемы урока (Л 3 );

Высказывать свою позицию, предлагать свои способы решения (Л 4 );

Принимать другое мнение и уважительно относиться к нему (Л 5 ).

Метапредметные результаты образовательной деятельности учащихся:

Познавательные УУД:

Искать и подбирать необходимую информацию для решения учебной задачи (П 1 );

Приобретать новый опыт в процессе исследовательской деятельности, решении практических задач и обсуждении материала (П 2 );

Осмысливать полученную информацию: сравнивать, анализировать (П 3 );

Определять причинно-следственные связи изучаемых понятий (П 4 );

Делать выводы на основе полученного нового опыта, высказывать свое видение проблемы (П 5 );

Осуществлять контроль и оценку своих действий (П 6 );

Структурировать имеющийся опыт (П 7 ).

Регулятивные УУД:

Уметь осознавать проблему и актуализировать знания для постановки целей (Р 1 );

Уметь планировать свою деятельность (Р 2 );

Осуществлять контроль своей деятельности (Р 3 );

Корректировать действия (Р 4 );

Оценивать свою работу (Р 5 ).

Коммуникативные УУД:

Уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать (К 1 );

Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К 2 );

Формировать и аргументировать свое мнение в коммуникации (К 3 );

Формировать умение работать в парах и малых группах (К 4 ).

Предметные результаты образовательной деятельности учащихся:

Знать классификацию текстильных волокон; технологию производство тканей;

Общие сведения о профессии прядильщика и ткача (Пр 1 ).

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература Изобразительное искусство

Групповые, индивидуальные

Тетрадь, учебник «Технология. Технологии ведения дома» (5 класс) / Н.В. Синица, В.Д.Симоненко; ИКТ.

Разработка фрагмента урока технологии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические приёмы

Планируемые результаты

Предлагает вернуться к началу урока, когда была продемонстрирована цепочка слов и дать понятие каждому слову: «КОРОБОЧКА – СИНИЕ ЦВЕТЫ – ОВЦА − ГУСЕНИЦА − КАМЕННЫЙ УГОЛЬ – СОСНА – НЕФТЬ – ВЕРЕТЕНО– ПОЛОТНО».

Предлагает составить синквейн со словами лён, хлопок), например:

Хлопок.

Мягкий, пушистый!

Собирают, очищают.

Изготавливают хлопчатобумажную ткань.

Вата.

- включаются в диалог с учителем и предлагают свои варианты решения

Выявляют свои затруднения при выполнении задания

Составляют синквейн.

Приём

«Ключевые слова»

Приём «Синквейн»

Л 1 Л 3 П 1 П 3

П 4 П 5 К 1 Р 3

Пр 1 Пр 2

Таким образом, в связи с большим многообразием приемов, входящих в технологию критического мышления, каждый учитель может выбрать те, которые соответствуют решаемым педагогическим задачам. Все зависит от профессионализма, мотивации, желания разрабатывать, применять инновации и совершенствовать своё мастерство.

Заключение

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению. Только в этом случае знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. Именно такие уроки позволяют сегодня реализовать новые образовательные стандарты и соответствовать современным характеристикам.

Развитие личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся является важнейшей составляющей образовательного процесса в соответствии с ФГОС ООО. Внедрение в процесс образования УУД позволяет подготовить конкурентоспособных людей, обладающих умением мыслить нестандартно и способных добиваться успеха в любой области. Учитель и ученик выступают в качестве партнеров, решая значимые проблемы. Цель учителя – правильно организовать поиск решения, а не передать знания.

Список использованных источников

1 Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя – М. : Просвещение. – 2010. – 159 с.

2 Авгусманова Т.А . Развитие критического мышления в профессиональной подготовке социального педагога: Учебно-методическое пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та. – 2008. – 148 с.

3 Заир-Бек С.И . Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М. : Просвещение. – 2004. – 175 с.

4 Зеленская Е.Ю. Рабочие программы. Технология 5-8 классы: учебно-методическое пособие – М. : Дрофа. – 2014. − 150 с.

5 Копотева Г.Л. Проектирование деятельностной модели урока технологии на основе технологической карты [Текст]. Школа и производство. – № 4. − 2013. – С. 24-28.

6 Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н.Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб., КАРО. – 2013. − 29 с.

7 Муштавинская И.В . Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб-метод. пособие. – СПб. : КАРО. – 2009. – 144 с.

8 Чернобай С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия «Работаем по новым стандартам»). – М. : Просвещение. – 2012. – 46 с.

Приложение

Результаты изучения предметной области «Технология»

(в соответствии с ФГОС ООО)

Личностные результаты: социализации; бережное отношение к природным и хозяйственным проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности; выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труд; самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиции будущей социализации; планирование образовательной и профессиональной карьеры; осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной ресурсам; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Метапредметные результаты: планирование процесса познавательной деятельности; ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни; определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; проявление нестандартного подходов к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства; виртуальное и натуральное моделирование художественных и технологических процессов и объектов; аргументированная защита в устной или письменной форме

результатов своей деятельности; выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую или социальную значимость; выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительскую стоимость; согласование и координации совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива; оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; соблюдение безопасных приемов познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметные результаты: рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; оценка технологических свойств материалов и областей их применения; ориентация в имеющихся и возможных технических средств и технологиях создания объектов труда; владение алгоритмами и методами решения технических технологических задач; распознание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей; владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации; применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности; владение способами научной организации

труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре и технологической культуре производства; применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов; планирование технологического процесса и процесса труда; организация рабочего места; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда; подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; планирование последовательности операций и составление технологической карты; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений; определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами; приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп с учетом требований здорового образа жизни; формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья; составление меню для подростков, отвечающего требованию сохранение здоровья; заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности; соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального или среднего специального обучения; выраженная готовность к труду в сфере материального производства; согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда; дизайнерское конструирование изделия; применение различных технологий декоративно-прикладного искусства в создании изделий материальной культуры; моделирование художественного оформление объекта труда; способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенности своей фигуры; эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды; сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности; создание художественного образа и воплощение его в материале; развитие пространственного художественного воображения; развитие композиционного мышления; развитие чувства цвета; развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы; понимание роли света в образовании формы и цвета; умение быть лидером и рядовым членом коллектива; формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; способность к коллективному решению творческих задач; развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями; соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических операции. Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности Модуль 4

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Модуль 3

Модуль 4

Модуль 5

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

Модуль 1

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Задания базового уровня

Задания повышенного уровня








2024 © winplast.ru.